ИнформБюро «Кислотный дождь» Публикации
Еженедельник «Аргументы и Факты» № 1-2. АиФ-Липецк 11/01/2017
Мария Герасимова, АиФ-Липецк: Александр Михайлович, недавно в экологическом рейтинге Минприроды Липецк занял 51—е место из 55 возможных. Это ожидаемый результат?
Александр Федоров: Удивляет вообще, что наш город попал в рейтинг экологического благополучия. Делать какие—то выводы, не учитывая всех фактов, то же самое, что искать в тёмной комнате чёрную кошку, которой там вообще нет. Я это о том, как у нас оценивают экологическую обстановку. Недавно ознакомился с итоговым докладом за 2015 г. Там есть интересный рейтинг — КИЗА (комплексный индекс загрязнения атмосферы — Ред.), согласно которому наши показатели улучшаются из года в год. Но непонятно, что за показатели, какие вещества измеряют. Наш Гидромет оценивает загрязнение окружающей среды всего по 6 показателям, хотя уже давно исследователи института им. Сысина рекомендовали давать оценку по 39. Недавно санитарный врач Павел Нековаль заявил, что нам необходимо увеличить их число до 14. Но что такое 14, если даже в Москве выполняют анализ по 15 показателям? А ведь там нет таких производств, как у нас. Более того, как мы можем делать выводы о снижении негативного влияния на окружающую среду, если исследуем лишь малую толику загрязняющих веществ? И почему у нас нет сводного тома предельно допустимых выбросов — документа, который мог бы показать вклад каждого загрязнителя. Но, несмотря на это, у нас говорят об улучшениях. А врачи между тем отмечают, что риск для здоровья жителей региона, особенно г. Липецка и Ельца, ежегодно увеличивается, практически весь областной центр покрыт бензопиреном.
— Основная экологическая проблема Липецка — воздух. Кто его портит?
— Если задуматься, что у нас загрязнено — за голову можно схватиться. Посмотрите, как хранятся отходы: полигоны переполнены, область утопает в стихийных свалках. До сих пор не решён вопрос со сбором и утилизацией ядовитых отходов — ртутных лампочек, батареек. Вроде этим должны заниматься управляющие компании. Но есть ли у них контейнеры для сбора таких отходов? А если есть, знают ли об этом жильцы? С водой ещё хуже: её травят со всех сторон — по берегам водоёмов прокладывают канализацию, в водопровод добавляют хлор и т. д. Говорят, что всё в пределах санитарных норм. Но что это за нормы — миллиграмм хлора на литр? Такую воду, я считаю, пить нельзя. А состояние почвы? В Липецке вообще нужно запретить выращивать овощи. Но у нас о проблемах принято молчать, поэтому большинство липчан и считают, что экология улучшается.
Самоуспокоение опасно
— Неужели экология вообще не улучшается?
— Десятилетиями в окружающую среду выбрасывали огромное количество загрязняющих веществ и продолжают это делать. Как в таких условиях экология может стать лучше? То, чем мы дышали в прошлом году, никуда не делось. Всё накапливается, и если смотреть объективно, год от года ситуация ухудшается. И если мы будем продолжать «прятать головы в песок», проблемы перейдут в болезни людей, катастрофические изменения климата. Именно поэтому меня так беспокоит сегодняшняя самоуспокоенность — всё хорошо, а будет ещё лучше.
О чём молчит соловей? О проблемах экологии и культуре липчан
— Получается, оздоровление окружающей среды — не больше, чем просто слова?
— Нет, конечно, природоохранные ведомства ведут системную программную работу, вкладывают серьёзные деньги в решение проблем. Но в их начинаниях не хватает координации. Экологическое благополучие — обширный вопрос, для решения которого необходимо справиться со множеством мелких проблем. Сделать это можно лишь неукоснительно соблюдая законы. А следить за этим, вносить свежие идеи и предложения должна общественность. Мы уже предлагали создать общественный совет при губернаторе и включить туда всех заинтересованных. Но пока к нам не прислушиваются. В общественном совете при управлении экологии мы не представлены. Да что говорить, накануне Года экологии нас выставили из помещения, которое клуб «Эколог» занимал много лет…
— Вы большую роль отводите общественности, а готова ли она взять на себя такую ответственность?
— К сожалению, нет. Сегодня на нас, экологов—общественников, смотрят как на чудаков, романтиков, дон—кихотов. В мире, где людей интересует заработок, не понимают тех, кто ратует о здоровье. Многим непонятно и неприятно, когда мы говорим, что риски для здоровья от жизни в нашем городе ежегодно растут… С каждым годом нас становится меньше. Ведь основной костяк — старшее поколение, люди советской закалки, воспитанные на нормах морали, привыкшие строго соблюдать законы. А молодёжь больше интересуется другими вещами, например машинами. Между тем то, что из—за интенсивной машинизации город утопает в бензопирене, мало кого волнует. Но я бы не хотел утверждать, что всё плохо. В последнее время у нас появляется немало интересных инициатив. Например, акция «Экобомба» — посадка деревьев, или раздельный сбор отходов, уборка какого—нибудь загрязнённого природного участка. Это говорит, что есть молодые люди, желающие лучшего будущего, заботящиеся о природе. Они обеспокоены ситуацией, они ищут решение, делают мир чище, лучше.
Не пейте воду
— Как вы считаете, Год экологии поможет решить существующие проблемы?
— Любое дело можно организовать так, что вместо решения проблемы мы получим её усугубление. Некоторые отмечали, что в Год культуры стало хуже с культурой. Вот и сейчас, мне кажется, Год экологии приведёт к уменьшению финансирования экологических программ. А между тем накопившиеся проблемы будут всё ярче и ярче проявляться. Опасные метеоявления — следствия человеческого воздействия на экологию — увеличиваются во всём мире, климат меняется. И везде об этом думают, но не у нас. Нам даже не хватает метеостанций, чтобы заблаговременно пре—дупреждать население. А готовы ли мы к снижению урожайности, ведь это неизбежно произойдёт, если изменится климат? Ясно одно — экология не может улучшиться в один момент, когда окружающая среда загрязнялась десятилетиями.
— Что же получается, ситуацию никак не исправить?
— У нас привыкли искать ответ на вопрос «кто виноват?» И пока кто—то занимается этим, другие устраивают акции по раздельному сбору отходов. Виноваты в первую очередь мы, мы выбрали существующую систему. Не нужно сидеть и ругать её, нужно действовать. Пусть это будут небольшие проекты, но направленные на общее благо. Мне хочется, чтобы в регионе наконец—то обратили внимание на существующие проблемы, все природоохранные службы собрались и нашли их решение. Пока же я могу порекомендовать липчанам: отдыхать подальше от загрязнённых зон, в частности Липецка и Ельца, не ходить вдоль автомагистралей, по возможности отправлять детей за город и не пить воду из—под крана.